Новый форум


В связи с нестабильной работой форума и проблемами с авторизацией пользователей мы переходим на новый форум. Переход будет осуществляться поэтапно, следите за новостями. Спасибо за ваше терпение!


Если у вас есть проблемы с отображением сайта почистите cookies и КЭШ браузера:

• Opera: "настройки" - "удалить личные данные".
• Mozilla: "инструменты" - "удалить личные данные".
• IE: "сервис" - "свойства обозревателя" - закладка "общие" - "удалить кукис" и " удалить файлы".
• Google Chrome: настройки - "параметры" - закладка "расширенные" - "удалить данные о просмотренных страницах".

‹‹ ››  все изречения 
Новости

[ 2013.04.14 ]
Весенний набор в этом году начнётся с 28 апреля. С этого дня в течение примерно месяца вы сможете прийти на наши занятия, начиная с любой из воскресных тренировок. Для этого предварительно свяжитесь с Офицером по связям. Для начала занятий вам понадобится сменная спортивная одежда и обувь. Остальную информацию, включая время и место сбора, вы узнаете у указанного Офицера.

[ 2013.03.31 ]
Полностью восстановлен архив новостей, а также функционал левой панели страниц сайта. Форум и сайт ещё находятся на стадии доработки, но все основные функции уже работают.

[ 2013.03.04 ]
Отредактирована и дополнена статья об уровнях интернет-сообществ.

[ 2013.02.03 ]
Возобновлена работа по возрождению интернет-портала Ордена на новом движке.

[ 2012.12.25 ]
К сожалению, интеграция с phpBB не работает достаточно хорошо. Следующий год мы начнём с того, что будем переводить и сайт, и форум полностью на новый движок.

архив новостей

Последнее на сайте

карта сайта

Инфо

Основные группы пользователей:
Верховный Инквизитор
Инквизитор
Орден Храма Света

Пользователи на форуме:


2016.11.09 23:34

Сказка про Луну

Ночь. На улице стоят два человека.

— Чему вы улыбаетесь? — спрашивает один другого.

— Да вот, любуюсь Луной.

— Чем любуетесь?

— Луной, — человек показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.

— Какой Луной? — спрашивает он.

— Да вот же она, — удивляется человек, — прямо перед вами, жёлтая такая.

— Жёлтая?! О Боже! Надо кому-нибудь рассказать!

Через полчаса вокруг человека собирается толпа.

— Учитель, расскажи нам о Луне, — робко просит делегат от толпы.

— Какого лешего тут рассказывать? — горячится человек. — Поднимите головы и всё увидите сами.

Кто-то, не отрывая от человека преданных глаз, торопливо пишет в своем блокноте: "Стоит лишь поднять голову, и взору откроется луна, жёлтый круг на фоне черного неба..."

— Ты чего это пишешь? настороженно спрашивает человек.

— Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?

— Какое, к чёрту, учение?! Просто подыми голову!!!

— "Поднять голову — не сложно, а просто..." — вновь начинает строчить новоявленный евангелист, но человек бьёт его снизу кулаком в подбородок и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно.

— Что это было, Учитель???

— Луна.

— Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!

— Он увидел Луну, — волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод.

Человек, между тем, машет на всё это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием…

Через две тысячи лет кто-то читает лунное евангелие и тяжело вздыхает.

— А толку-то, — думает он. — В те времена Учитель был рядом и всегда мог дать тебе по зубам в нужный момент. Некоторые, правда, утверждают, что одной книги достаточно и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить в наше время? А, может, и вообще сказки все это, вот чего я вам скажу...

Притча от Ариники Поволоцкой

Мы становимся тем, о чём думаем

Мысль — это самое важное, ибо мы становимся тем, о чём думаем.

Жил когда-то один саньясин, святой человек, сидевший под деревом и поучавший людей. Он пил молоко, ел только фрукты, без конца делал пранаяму и считал себя святым. В той же деревне жила одна злая женщина. Каждый день саньясин ходил и увещевал женщину, что колдовство, которым она занималась, приведёт её в ад. Бедная женщина не могла изменить свой образ жизни, потому что её колдовство было единственным средством к существованию. Но на неё произвели большое впечатление картины ужасного будущего, нарисованные саньясином. Она плакала и молилась Господу, умоляя Его простить её, потому что она не могла помочь себе сама.

И вот святой и колдунья умерли. Пришли ангелы и забрали её душу на небеса, а за душой саньясина пришли черти.

— Почему это? — возмутился он. — Разве я не вёл святую жизнь, не проповедовал всем безгрешность? Почему меня забирают в ад, а злую колдунью взяли на небеса?

— Потому, — отвечали черти, — что хотя она была вынуждена совершать неблаговидные поступки, душа её всегда устремлялась к Господу, она молила о спасении, и теперь освобождение пришло к ней. Ты же, наоборот, совершая только благие поступки, в уме всегда был сосредоточен на зле, исходящим от других. Ты видел только грех, думал только о грехе, поэтому теперь тебе придётся идти туда, где и есть только грех.

Притча от Вивекананды

Обезьяна и рыба

Случилось как-то раз большое наводнение, и застигло оно обезьяну и рыбу.

Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнула от бушующих вод. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как отчаянно несчастная рыба борется со стремительным потоком.

С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды. Результат был печален.

Притча от Д. Адамса

Большую цель можно достигнуть

Мальчик заблудился в лесу.

Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел свой путь.

Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая цель, но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни.

Большая цель — это цель, которую можно достичь. Но только после смерти. Маленькие цели можно достичь и при жизни.

Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его можем узнать сразу. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!

Мы его узнаем сразу, если есть большая цель. Человек, имеющий большую цель, знает свой путь. Человек, не имеющий большой цели, не знает свой путь. Это непутёвый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.

Притча от Владимира Тарасова

Взгляд из будущего всегда спокоен

Когда в Вэйском царстве освободилось место первого министра, тот был сильно уязвлён, узнав о назначении другого сановника. Он пришёл к более удачливому сановнику и сказал:

— Давай поговорим о наших заслугах, хорошо?!

— Давайте.

— У кого из полководцев в его армии солдаты и офицеры с радостью идут на смерть, у вас или у меня?

— У вас.

— Кто умеет управлять чиновниками, быть близким народу, наполнять сокровищницу государства, я или вы?

— Вы.

— Кто защищает страну так, что сильная вражеская армия и голову повернуть не смеет в нашу сторону, вы или я?

— Вы.

— В таком случае, если во всех отношениях я выше вас, почему же по положению вы выше меня.

— Могу и я задать вопрос? Когда государь малолетний, а государство неустойчиво, когда сановники не поддерживают его, а народ ещё не доверяет ему, кому в таком случае доверить государство — вам или мне?

Он некоторое время молчал, а потом ответил:

— Вам.

— Вот поэтому-то я и нахожусь выше вас.

Возможно, другой человек из показной скромности и воздержался бы от последней реплики, но новый первый министр заботился не о минутном впечатлении, а определял простые и ясные отношения с бывшим соперником в будущем. Ведь взгляд из будущего всегда спокоен и ясен.

Любой перечень заслуг в прошлом не перевесит целесообразности в будущем.

Имеющий путь никогда не поступает "потому что". Он всегда поступает "для того что". Самое слабое "для того что" сильнее самого сильного "потому что".

Притча от Владимира Тарасова

Восемь ног у паука

Мало иметь цель, надо уметь её держать.

Ребенок просит поиграть с ним. Ужели отложить до тех пор, пока вырастет? Работу надо закончить, иначе материал придёт в негодность. Да долг надо вернуть сегодня, срок настал, значит надо отправлять в путь. Мало ли дел у человека?! До цели ли тут?!

Артист в цирке несёт чашечку кофе. Спотыкается, падает, кувыркается. Что уж там осталось от хрупкой чашечки?! Но вот он встал и показывает нам: и чашечка на блюдечке цела, и кофе не расплескалось. Это его профессия. Он умеет это делать.

Надо уметь держать цель, как чашечку кофе, много разных событий, да неудач. Но вот он поднялся, и вот она цель. С ней всё в порядке.

Восемь ног паука несут его маленькое тельце не в разные стороны! Кто знает путь, умеет держать и цель.

К одному князю пришёл учитель боевых петухов и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился. Прошло десять дней.

— Ну, как, спросил князь, — мой петух готов к бою?!

— Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся драться. Его нельзя выпускать!

Прошло ещё десять дней.

— Ну а теперь?

— Нет ещё рано, он очень нервный, на всё реагирует. Его нельзя выпускать.

Прошло ещё десять дней.

— А теперь?

— Рано ещё. Сила и ярость переполняет его, прорывается наружу, и это заметно.

Прошло ещё десять дней.

— Ну, а теперь-то готов?

— Теперь почти готов. Он подвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.

Нет предела ступеням мастерства. Кто видел подлинное мастерство, не будет восхищаться менее совершенной работой. Промолчит.

Знающий не говорит, говорящий не знает.

Это, понятно, и к нам всем относится.

Понимание выше знания.

Притча от Владимира Тарасова

Горизонтальная карьера

Что за радость петуху первой ступени быть назначенным главным петухом страны, если он видел подлинное мастерство?! Если он видел петуха четвертой ступени!

Но странно устроен человек. Карабкаясь по социальной лестнице вертикальной карьеры, он забывает о карьере горизонтальной. Путь к несчастью кажется привлекательным. Это звездочки на погонах, дипломы и звания, должности и оклады. Это способ казаться успешным, значительным или счастливым.

Горизонтальная карьера — это ступени профессионального мастерства. Умение делать то, чего другие не умеют. Это знания и умения, которые внутри человека, которые нельзя так быстро отобрать, как можно снять звездочки с погон. Кто кому завидует — ясен ответ.

Но горизонтальная карьера видна только посвящённым. Кто мастер, а кто подмастерье? Не так просто бывает в этом разобраться. Но и мастер, и подмастерье знают, кто из них кто.

Когда жизнь предоставляет выбор, какой шаг сделать? В горизонтальной карьере или вертикальной? Конечно, в горизонтальной. А понадобится вертикальная, надо брать её просто, как яблоко с ветки. Если не получается, значит мастерство ещё недостаточно, надо ещё учиться, ещё шагать по ступеням мастерства.

Лучше быть, чем казаться.

Лучше быть способным, чем быть.

Притча от Вла  димира Тарасова

Идеальный руководитель

Это как тяжелобольной в доме. Любое его желание выполняется лишь бы не ошибиться, лишь бы правильно понять желание! Вот что движет всеми. О неисполнении желания безнравственно и думать!

Неопытный водитель тормозит автомобиль, и пассажиры чувствуют неудобство. Потому что в момент остановки он давит на педаль тормоза до конца. Опытный водитель тормозит так, что и чашки кофе не расплещет. Потому что в момент остановки он вообще не давит на тормоз. У этих водителей прямо противоположное положение ноги в момент остановки.

Ступени мастерства образуются сменой привычного на противоположное. Как горизонталь ступени сменяется вертикалью.

Неопытный руководитель сначала много думает над тем, какой приказ отдать. А уж после того, как отдаст, развивает кипучую деятельность, чтобы обеспечить его выполнение. Опытный сперва создаст условия для выполнения всякого своего приказа. А уж потом и не отдаст его вовсе, а лишь выскажет пожелание. И не заботится о его выполнении. Ни его это дело, а других людей. Ему не о чем беспокоиться.

Идеальный руководитель — вообще бездействующий. Зачем отдавать приказы, если люди и сами должны догадываться, что им делать. Зачем спрашивать, сделано ли, если не было землетрясения или новой мировой войны, которая возможно, и могла бы помешать выполнению?!

Потому что он непредсказуем. Трудно сказать, что произойдёт, если нарушить его слово. Но что-нибудь совершенно ужасное. И мысль о невыполнении не додумать до конца, потому что стынет кровь от ужаса на середине мысли.

Он как мрак. Ничего в его планах разглядеть невозможно.

Он как гром. Никогда не угадать, куда ударит и кого поразит.

Он как огонь. Невозможно приблизиться. Тепло рядом, но невыносимо горячо, если пытаться стать ещё ближе.

Он бездействующий. Как бездействует плывущий под стремительным парусом по сравнению с гребущим веслами.

Его любят и его боятся. Эти два самые сильные чувства идут за ним рука об руку.

Притча от Владимира Тарасова

Не все приказы императора надо выполнять

Отправляя полководца в поход, император опустился на колено и поцеловал колесо колесницы полководца. Это означало, что теперь полководец сам будет решать, какие из приказов императора ему надлежит выполнять, а какие нет. Далеко уйдёт войско. Если полководец увидит, что выполнение приказа во вред армии или безопасности страны, он имеет право не выполнить приказ императора. Не может император всё знать и всё предусмотреть из столицы.

Один из вассалов опоздал со своим войском на поле боя, и полководец отдал приказ о казни. Провинившийся был хорошо знаком императору и решил просить его об отмене казни. Император внял просьбе и послал гонца в лагерь полководца с приказом отменить казнь. Но пока гонец скакал, провинившийся был уже казнён. Полководец стоял возле своей палатки вместе с одним из офицеров, когда подскакал гонец и, остановив лошадь перед полководцем, протянул ему приказ. Полководец развернул, прочитал, свернул, протянул обратно гонцу и произнёс:

— Не все приказы императора надо выполнять!

Затем обернулся к офицеру:

— А что у нас полагается тому, кто скачет на лошади по лагерю во весь опор?!

— Смертная казнь! — ответил офицер. По лагерю на лошади можно передвигаться только шагом, во избежание паники.

Гонец обеспокоился и стал объяснять, что он очень торопился, что император просил его поспешить, что речь идёт о жизни человека.

— Хорошо, — сказал полководец. — Мы тебя не казним. Не все приказы императора надо выполнять, но уважать императора надо! Мы вместо тебя казним ребёнка!

И ребенок был казнён.

Мы не знаем, какой именно ребенок был казнён. Но это и неважно. Именно потому неважно, что ребёнок. То есть невиновный. За вину гонца можно было казнить только невиновного.

Если бы казнили гонца, полководец был бы прав. Но это была бы как раз та правота, что написана на камне у автострады: "Он был прав, когда переходил улицу".

Император был бы, несомненно, недоволен, если бы вместо отмены одной казни добавилась и вторая. Это значит, что он при случае сместил бы полководца, и армию бы возглавил другой человек, менее талантливый. Армия была бы разбита, страна захвачена. Вот к чему могла привести излишняя правота полководца. Гонца нельзя было казнить.

Но если гонца не казнить, значит приказ о передвижении шагом может нарушаться. Со ссылкой на чрезвычайные обстоятельства, пожар или ещё что-нибудь. Но если может не выполняться один приказ, то может и не выполняться и любой другой. Нарушение, беспорядок, дезорганизация. Казнь должна состояться.

Вот почему был казнён ребенок, и это единственно правильное решение. Не спешите негодовать.

Эта история дошла до нас, и управляет нами, подобно другим историям, и до следующих поколений воинов передавалась она устно, и могла быть искажена.

Мало изготовить хорошую красивую вещь. Надо её упаковать, чтобы при доставке по адресу она не попортилась. Чтобы по дороге её не выкрали. Как же не побеспокоиться об упаковке?!

То же и с поступком. Можно совершить поступок. А лишь поступок подлинно задаёт ценность. Без поступков нет и ценностей. Надо еще упаковать поступок. Чтобы он передавался изустно правильно. Или хотя бы самое главное в нём.

Полководец совершил сразу два поступка. Они связаны между собой и помогают друг другу.

Полководец не сказал гонцу: "Ты, братец, опоздал!" Мог сказать, поскольку казнь провинившегося вассала уже состоялась. Ведь можно сказать: "Опоздал". А можно сказать: "Поторопились казнить"! Сказать про опоздание — это сказать: "Рано мне император вручил столь большую власть, видите, я поторопился, и казнил человека, чью казнь отменил бы, если бы гонец прибыл пораньше!"

Полководец распорядился казнить ребенка, так как если бы казнили любого взрослого, пусть даже действительно невинного, молва обязательно добавила бы этому взрослому его собственную вину. В лучшем случае полководцу бы приписали ошибку, перепутывание виновности двух людей. Поэтому ребенок здесь является частью упаковки.

Прежде чем сделать поступок, думайте о его упаковке. Такие раздумья могут изменить и содержание самого поступка. Сделать его чище и яснее.

Поступок должен быть чистым и ясным.

Здесь во весь рост встает вопрос о моральности предлагаемых технологий. И мало было бы сказать: "Я не одобряю казни ребёнка!" И пойти дальше. Из песни слова не выкинешь. Как же быть с ребёнком, если благополучие армии, а значит, безопасность страны, а значит и безопасность этого же самого ребенка связана с его казнью?

Что скажет человек высоко моральный?

— Чья казнь, конечно, недопустима? А как же с армией?

— Не знаю, я не военный!

— А нужна ли стране армия?

— Наверное, нужна.

— А как должен поступать полководец?

— Не знаю, я не военный.

— А если он с вами советуется, что вы посоветуете?

— Мне трудно судить, я не военный!

— Хорошо, не казним мы вашего ребенка! Будь что будет! Но если армия развалится и страна погибнет — эти многие смерти будут на вашей совести!

— А я то причем?! Это не мой бизнес! Я не во-енн-ный!

Поговорили.

Смысл разговора мы видим. Вы делайте, а я буду вас осуждать. От высокой моральности до полной аморальности один шаг.

Мы хорошо помним этот вопрос: если на чашу весов положить всё счастье мира с одной стороны, и одну невинно пролитую слезинку одного ребенка — с другой стороны, — то, что вы выберете?

О, всё счастье мира не стоит невинно пролитой слезинки!

Ну а как расшифруем счастье мира?! Ну, хотя бы скажем, что при его отсутствии один из многих невинно убиенных детей тоже окажется? На одной чаше жизнь одного ребенка, на другой — слезинка другого? Или и сейчас скажем, что жизнь одного ребенка не стоит слезинки другого?

На этом умозрительном пути нет успеха.

Мы сказали, что тот, кто имеет путь, всегда прав. Это так. И то, и другое возможно, если этот путь — путь добра. И это тоже так.

Мы начинали слова о пути, как о пути к дому. Пути к себе. И ничего не изменилось с тех пор. Пути иначе, чем пути добра быть не может. Но мы не настаиваем на этом слове — добро. Слово добро смутно и многозначно отражает путь. Путь можно увидеть, а добро нет. Добро состоит из поступков, которые подсказывает нам путь. И, окажись мы в трудном положении, не умозрительном, а реальном, путь укажет нам, что делать.

Притча от Владимира Тарасова

Падающий мельничный жернов

Самый младший приёмный сын в большой семье всегда почитал старших. Безукоризненно выполнял свой сыновний долг и обязанности самого младшего. Часто ставили его в пример, что раздражало его старших братьев. Часто возникало у них желание побить его, но мешало одно его качество. Когда действительно требовалась его помощь, он был тут как тут. Но когда хотели его побить — никак не могли разыскать по всему дому, пока злость не проходила. Этим своим качеством он довёл своих старших братьев до изнеможения, и решили они его погубить.

Они велели ему копать глубокий колодец во дворе. А сами заготовили тяжелый мельничный жернов. Когда колодец стал достаточно глубок, и он копался на самом дне, они подкатили жернов и сбросили вниз.

Но дело в том, что, постоянно ухаживая за старшими братьями, он так хорошо их изучил, что когда копал колодец, он прокопал вбок маленькую ямку. И когда жернов летел вниз, младший брат спрятался туда. Братья на радостях, что разделались с живым, надоевшим образцом соблюдения долга, выпили лишнего. Когда на следующее утро у них от выпитого вина разболелась голова, он был тут как тут с кувшином холодной воды и полотенцем.

Слава его, образцово выполнявшего сыновний долг, была так велика, что жители сделали его своим князем.

Кто искренне любит своего врага и заботится о нём, знает его и делает себя непобедимым. Нельзя заведомо победить любого противника, но можно сделать себя непобедимым.

Притча от Владимира Тарасова

Путь сильнее человека

— А что ты можешь, — спросил человек.

— Всё, ответил джин.

— Вот гуляет собака. Разогни собачий хвост!

Джин легко разогнул хвост, но тот снова загнулся крючком. Он снова разогнул его, и тот снова загнулся. И джин понял, что он может не всё.

Тогда мы и понимаем, что мы, собственно, можем, когда понимаем, чего мы именно не можем.

Собачий хвост имеет скромный путь и знает, каким ему следует быть. Поэтому он оказался сильнее джина. Хотя джин сильнее человека, а человек сильнее собаки.

Мы знаем, что легче просить за другого, чем за себя. Легче заснуть спокойно, если кто-то обещал разбудить вовремя. Легче настаивать на выполнении приказа другого, более авторитетного. Легче отказать, ссылаясь на какого другого. Много легче, если за нашей спиной кто-то другой, более сильный и авторитетный. Этот кто-то — наш путь.

Мы исполняем его волю и действуем от его имени.

Мы сильны, потому что он сильнее нас.

Мы умны, потому что он умнее нас.

Мы добры, потому что он щедрее нас.

Мы спокойны и решительны, потому что он всегда знает, что нам следует делать.

Наши слова полны правды и убедительности, потому что он дает нам свои слова.

Мы любимы другими, потому что он любит нас, осеняя своим теплом и силой.

Он — наш путь. Для каждого свой, единственный.

Нужны ли еще слова?

Притча от Владимира Тарасова

Радости неудачи

Эта история случается не так уж редко. Человек, возомнивший себя равным богам, ими же и наказан. Они лишили его неудач. Всё у него стало получаться, все желания сбываться. Он сошёл с ума и покончил с собой. Не думайте, что у вас было бы иначе.

Неудачи связывают нас с реальностью, не позволяя сойти с ума. Лишь у сумасшедшего их нет. И в каждой неудаче, в каждом несчастье есть что-то хорошее и полезное, как говорил один из братьев. Мы не знаем, что это на самом деле было, удача или неудача, пока не доживем до завтра, как говорил дугой брат. У того, кто выполняет все законы и правила, ни удач, ни неудач, быть не может, как говорил третий, поскольку не он эти правила и законы придумал. Даже если представить худшее из худших — всё человечество вдруг погибнет — и то хорошо, что кому-то не придётся на следующий день идти к зубному врачу, кому-то — на неприятный экзамен, а какие-то ужасные злодеи будут хотя бы таким образом, но наказаны.

И кто вообще знает, что для человека удача и что неудача? Только он сам. А мы можем узнать, только увидев его. Лишь по его лицу, его поведению мы догадаемся, что за событие случилось. Удачное для него, радостное, или неудачное, грустное. А о нас узнают, лишь, когда увидят нашу реакцию, нашу мимику, наше поведение. А другие у них спросят: "Ну и как он, как держится?"

Но между моментом, когда мы получили известие, и моментом, когда первый человек увидел нашу реакцию, есть промежуток. Промежуток времени, иногда очень небольшой. Это — наш звёздный час.

За это время мы можем или поддаться неудаче, снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или увидеть и быстро развернуть успех тех, может быть и немногих положительных следствий, которые есть в любом событии. Словом, это наш звездный час. Это миг, когда мы можем повернуть ход событий, а то и свою судьбу в другую сторону.

Пока никто не увидел нашей первой реакции. Только до этого времени.

Притча от Владимира Тарасова

Сила и слабость

Сын спросил отца:

— В чём твоя сила, Отец? Целый день ты носишь на плечах огромные стволы деревьев, и трудно заметить, чтобы ты устал?

— Это так. А сила — в безразличии. Мне всё равно, какое дерево я несу; толстое или тонкое, длинное или короткое, тяжёлое или лёгкое.

Да, это так. Сила — всегда в безразличии. В безразличии к любому препятствию, так как никакое из них не способно остановить человека на его пути.

Доказывающий не прав, правый не доказывает.

Доказывающий слаб. Логикой силу не заменишь. Сила воли и духа — субстанция, далёкая от геометрии. Доказывающий — всегда проситель, он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично.

Правый силён. Он знает, что он прав. И этого довольно. Его правота заметна. Она наполняет всё пространство вокруг него, даже когда он молчит. Его взгляд убеждает больше всяких аргументов и останавливает поток слов.

Неважно, да или нет вы говорите, неважно, какие аргументы приводите, важно говорите вы да или нет от силы, или от слабости.

Можно сказать да от силы. Это значит, вы могли бы сказать и нет, но решили дать согласие. Можно сказать да от слабости. Это значит, что не в ваших силах отказать.

Можно сказать от силы. Это значит, что вы могли бы и дать согласие, но считаете нужным отказать. Можно сказать нет от слабости. Это значит, что не в ваших силах дать согласие.

Тот, кто имеет путь, всегда прав. Правота — признак пути. Правота увеличивает и силу физическую. Не случайно раньше правота определялась в поединке, с оружием в руках.

Притча от Владимира Тарасова

Словно шарики в ящике, который трясут

В ящик насыпали шарики — деревянные и медные — одного размера. Закрыли крышку. Подождали, открыли. Как лежали они там вперемежку, так и лежат. Снова закрыли. Стали трясти ящик. Хорошо потрясли. Открыли крышку и посмотрели. Наверху оказались, в основном, деревянные. А медные внизу. Шарики знают свой путь. Каждый шарик. Ужели мы их глупее?

Старый человек ехал в старом переполненном автобусе. Сдавили его люди со всех сторон, а ему пора выходить. Никак не протиснуться к выходу. Вздохнуть трудно, не то, что продвинуться. К счастью, автобус тряхнуло несколько раз на плохой дороге. И человек смог подвинуться к выходу. Если жизнь трясёт нас, мы можем продвинуться в ней. Если знаем, где выход.

Того, кто имеет большую цель, жизненные невзгоды не собьют с толку, а удачи и неудачи одинаково продвигают вперёд. Какая разница, как именно трясут ящик? Какая разница, как именно тряхнёт автобус?

Лишь бы что-то происходило.

Притча от Владимира Тарасова

Смысл всякой деятельности лежит вне её пределов

Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток.

Может быть, он хотел пить.

Может быть, хотел попробовать воду на вкус.

Может быть, хотел заснуть и не проснуться, но ошибся.

Мы ничего не можем знать об этом, если не знаем, что было до этого глотка, и что было после. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за её пределы. Внутри неё мы можем понять только смысл её отдельных частей.

Смысл всякой деятельности лежит вне её пределов.

И смысл жизни — вне её пределов. Внутри самой жизни мы её смысл никак не обнаружим. Мы сможем понять смысл только наших отдельных дел и житейских событий.

Притча от Владимира Тарасова

Твёрдое и пустое

Твёрдое — то, на что можно опереться, не провалишься. Это слова или цифры, которым можно верить. Человек, на которого можно положиться — не подведёт. Автомобиль, который полностью исправен и заправлен бензином в нужный момент и заведётся, и поедет. Твёрдое — это и есть твердое.

Пустое — то, на что нельзя опереться — провалишься. Информация, которая может оказаться ложной или неполной, неточной. Солдат, который испугается и убежит. Друг, который пообещает и не сделает. Фабрика, которая портит материалы, не производя ничего пригодного. Пустое — это и есть пустое.

Надо отличать твёрдое от пустого. Это самое важное из всех искусств.

Комбинация твёрдого и пустого дает пустое. А что она еще может дать?! Многие дела человеческие производятся впустую, потому что содержат что-нибудь пустое.

Маленького мальчика дедушка отдал чужим людям учить ремеслу. Но не делали они этого и ещё очень плохо к нему относились. Когда мальчику стало совсем невмоготу, написал он дедушке письмо. Подробно и убедительно обрисовал свои беды, да вот адрес на конверте написал очень уж неконкретный: "На деревню дедушке". Не дойдёт письмо с таким адресом, напрасно будет ждать мальчик своего дедушку.

Содержание письма — это твёрдое. А вот адрес — пустое. В результате — пустое.

Мы бываем в положении этого мальчика чаще, чем наше самолюбие может в это поверить. Ведь если среди двадцати твёрдых элементов — действий — хоть одно оказалось пустым — все усилия пропали зря.

Отделение твердого от пустого подобно действию ножа, очищающего яблоко. Запах яблок каждый раз напоминает об этом высшем из искусств — отделении пустого от твердого.

Притча от Владимира Тарасова

Яблоко в траве

В траве лежало яблоко. Хорошее, лишь с одного боку пятнышко.

Учитель поднял яблоко и сказал:

— Есть две возможности. Можно его слегка обтереть и сразу есть. А можно достать ножик, вырезать все сомнительные места, а потом уже есть. Но уже без брезгливости и опаски. И съесть удастся больше. Ведь в первом случае мы невольно оставляем сколько-то хорошего вокруг плохого. Правда, в первом случае мы можем начать есть сразу, а во втором — лишь после предварительной работы. Это — две разные стратегии. Во всех делах. Во всех без исключения. Ничто на свете так не важно, как эта разница.

Он достал ножик, очистил яблоко и начал неторопливо есть.

— А нас угостите? — пошутили мы.

— Нет, — ответил он. — Чтобы вы лучше запомнили!

И доел яблоко.

Он очень редко говорил нет, хотя хорошо умел это делать.

Притча от Владимира Тарасова

Исцеление императора

Заболел император. Ужаснулась свита, обрадовалась свита. Недуг приковал его к постели. Лекари стали его лечить. День ото дня они пытались что-то сделать, но лучше не становилось!

Проходили дни, проходили месяцы, проходили годы, а он как лежал парализованный, так и лежит. Столько государств он покорил, какие народы поставил на колени! Завоевав полмира, он оказался бессильным перед болезнью.

Однажды от беспомощности он пришел в ярость:

— Всем лекарям, которые не смогли меня вылечить, отрубите головы и сложите их на городской стене.

Прошло время. И километры стен побелели от иссушенных черепов ученых мужей. Однажды император позвал своего главного визиря:

— Визирь! Где твои лекари?

— О мой повелитель! Их больше нет. Вы же сами приказали казнить их.

— Неужели не осталось ни одного?

— Да. Не осталось ни одного достойного вашего взора врача во всём государстве.

— Так им и надо...

И опять потянулись долгие безрадостные дни. Однажды император снова спросил:

— Визирь, помнишь, ты сказал, что не осталось лекаря, достойного моего взора? Объясни, что это значит.

— Мой повелитель, в нашем государстве остался один единственный лекарь. Он живет тут неподалёку.

— Он умеет лечить?

— Да, умеет. Я был у него, но он такой невоспитанный, некультурный, он такой грубиян! Как рот откроет, так слышна отборная брань. А недавно он сказал, что знает секрет лечения самого императора.

— Тогда почему ты мне не сказал?!

— Но если я его приведу, вы, мой повелитель, меня казните за его поведение.

— Обещаю, что не сделаю этого. Приведи его сюда! Через некоторое время визирь привёл лекаря.

— Говорят, ты умеешь лечить?

В ответ молчание.

— Почему молчишь? Отвечай! — приказал император.

— Мой повелитель, я запретил ему открывать рот, — сказал визирь.

— Говори, разрешаю! Что? Неужели твоих способностей хватит, чтобы меня вылечить?!

— Не твоё собачье дело! Ты можешь усомниться в моих способностях по управлению государством, потому что ты — царь. Но почему ты своим государственным умом лезешь в медицину? Как ты можешь разбираться там? Ты велик в своей работе, но в медицине ты ничем не лучше сапожника.

— Стража!! — яростно заревел император. — Отрубите ему голову... Нет... Сначала посадите на кол, потом облейте кипящим маслом, а потом разрубите на мелкие кусочки.

За всю жизнь никто ни разу не осмелился даже намеком допустить что-то, выходящее за рамки дворцового этикета, и тем более так отвечать самому императору!

Стража схватила лекаря, заломила ему руки и потащила к выходу, а он, глядя через плечо, с издёвкой сказал:

— Эй! Я твоя последняя надежда! Ты можешь меня убить, но кроме меня не осталось никого, кто смог бы тебя вылечить. А я могу сегодня же поставить тебя на ноги.

Император сразу остыл:

— Визирь! Возврати его.

Лекаря вернули.

— Начинай лечить. Ты сказал, что сегодня же поставишь меня на ноги.

— Но сначала ты должен принять три моих условия, только после этого я приступлю к лечению.

Подавив очередной приступ ярости в себе, сжав от злости зубы, император процедил:

— Говори!

— Прикажи, чтобы перед воротами дворца поставили самого быстроногого в твоём государстве скакуна и небольшой мешочек золота.

— Зачем?

— Это подарок, я очень люблю коней.

— Если ты меня вылечишь, я подарю тебе табун из сорока лошадей, нагруженных мешками с золотом.

— А это потом, потом... Следом отправишь. Второе моё условие, чтобы во время лечения никого не осталось во дворце.

— А это ещё зачем?!

— Во время лечения тебе может быть больно, ты будешь кричать, чтобы никто не видел тебя слабым.

— Хорошо. Что ещё?

— Третье, чтобы твои слуги под страхом смерти не приходили на зов и только через час приступили к исполнению твоих приказаний.

— Объясни!

— Они могут помешать мне, и лечение не будет доведено до конца.

Император принял условия лекаря и велел всем уйти из дворца. Они остались вдвоём.

— Начинай!

— Что начинать, старый ты осел? Кто тебе сказал, что я умею лечить? Ты попался в мою ловушку. У меня есть час времени. Я так давно ждал подходящего момента, чтобы наказать тебя, кровосос ты поганый! У меня есть три давние мечты, три заветных желания. Первое — это плюнуть на твою королевскую морду!

И лекарь от всей души, смачно плюнул императору в лицо.

Побелел повелитель от негодования и беспомощности, понимая, в какой ситуации оказался. Он начал шевелить головой, чтобы как-то противостоять такому неслыханному изощрённому хамству!

— Ах ты, гнилое бревно, старый вонючий кобель, ты ещё шевелишься?! Тьфу на тебя ещё раз! Вторая моя мечта была... О-о-о! Как давно я хотел пописать на твою императорскую рожу!

И он начал осуществление второго заветного желания.

— Стража!!! Ко мне!!! — взревел император, но захлебнулся мочой. Он стал отворачивать голову от струи, начал тянуться плечами, чтобы зубами вцепиться в ноги своего оскорбителя. Стража слышала зов повелителя, но не посмела нарушить его приказание.

— Ах ты, дохлая скотина, — сказал лекарь и пнул его ногой. Император получил удар и почувствовал боль. Он вдруг вспомнил, что рядом у подушки оружейная стойка. Сейчас он схватит свой кинжал и полоснёт по его ногам. Движимый единственным желанием наказать оскорбителя, он начал тянуться к стойке.

— Ты, оказывается, ещё можешь шевелиться? — презрительно заметил лекарь. — Третья моя мечта...

Но когда император услышал тре-е-етью мечту этого самозванца, он заревел как раненый зверь, заскрежетал зубами! Титаническим усилием он сдвинулся с места, сполз с ложа и, упираясь локтями в пол, извиваясь, стал подтягиваться к оружейной стойке.

— Зарублю, — рычал император, — сам, лично разрежу на мелкие кусочки!!!

Поднявшись на ватных ногах, держась за стены, он смог добраться до стойки. Дрожащими руками вытащил меч и когда повернулся назад, никого во дворце не было... Он еле доплёлся до крыльца.

Ах, как он пожалел, что попался в ловушку этого подлеца и отдал ему самого быстроногого скакуна. Поняв всю безысходность своего состояния, с трудом подошёл к первому попавшемуся коню, попытался подняться в седло. Но силы не те! Он зубами схватился за гриву, подтянулся на слабых руках и сел в седло.

Проснулся дух великого воина, проснулся дух великого повелителя, проснулся дух великого полководца.

— Где он? — закричал император стоящим неподалеку слугам.

Но те, боясь произнести хоть слово, кивком головы указали на дорогу, по которой ускакал беглец.

Император пустился в погоню. С каждой минутой он чувствовал, как сил становится больше и больше. Он выскочил из городских ворот и устремился дальше, пролетая милю за милей.

И вдруг вспомнил: "Боже! Двадцать лет я не сидел в седле! Двадцать лет не видел перед собой гривы коня! Двадцать лет не держал в руках меча! Двадцать лет не ощущал на лице порывов ветра!"

Вдруг он услышал за спиной давно забытые звуки. Топот копыт и восторженные крики приближались. Сотни его полководцев скакали вслед за ним на лошадях, обнажив мечи и крича:

— Да здравствует император!

Когда они доскакали до него, то увидели, что тот валяется в дорожной пыли, дрыгая руками и ногами, еле дыша от безудержного хохота:

— Ах ты, лекарь, твою мать!.. Ах ты, сукин сын! Заслужил ты свой караван золота!

Притча от Мирзакарима Норбекова

Лечение слепоты

У Авиценны был очень старательный, новоиспечённый ученик. Однажды к великому лекарю привели слепого.

Учитель сказал, какие компоненты смешать, чтобы получилось две лепешки. Тот сделал всё точь-в-точь, как было сказано. К глазам больного приложили лепешки, и на другой день тот прозрел.

А сосед горе-ученика тоже был слепой. Вдохновлённый таким успехом, подмастерье приготовил в точности такие же лепешки и положил ему на глаза. На следующий день у незрячего соседа глаза вообще вытекли.

Этот добросовестный идиот прибежал в слезах:

— Как же так, Учитель, я сделал, как ты сказал в прошлый раз! Почему это случилось?

В глубокой печали мудрец ответил:

— Слепота бывает от разных причин: от сухости организма, от влажности, от жары, от холода и т. д. У тысячи слепых бывает тысяча причин. Иди, сынок. Тебе работать только пекарем.

Притча от Мирзакарима Норбекова

Экскурсия в раю

В раю проходит экскурсия для обычных людей и бизнесменов.

Гид проводит инструктаж:

— А сейчас мы как можно тише пройдём и заглянем во многие двери.

— Почему тихо?

— За каждой дверью сидят представители разных конфессий, и каждый из них думает, что они в раю одни.

Притча от Мирзакарима Норбекова

Большие шахматы и жизнь человеческая

Два опытных и очень искусных шахматных игрока сели за доску с чёрно-белыми клетками и расставили на ней свои войска.

Каждое войско возглавлял король, при котором обязательно находился министр и ферзь. Белая и чёрная рати имели свои крепости с башнями. В боевых рядах находились и слоны, и жирафы, и медведи.

Началось сражение. На доске происходили столкновения и коварные обходы. Хитрые замыслы оказывались неудачными, и оба короля снова и снова вели в бой свои войска.

И эта битва мало чем отличалась от сражений, которые вели земные короли. В этих сражениях тоже были столкновения и обходы, засады и попытки клином разделить вражеские войска.

И все участники этих битв покинули наш бренный мир. Всё пропало неизвестно куда — и мысли, и дела мудрых стратегов, и подвиги храбрых воинов. Когда кончаются шахматные бои, все фигуры одним махом сбрасываются в мешок, где пешки лежат вперемежку с королями.

В жизни происходит тоже самое.

Мудрость от Навои

Духовная и физическая боль

В течение времени, когда путешественник практиковал Дзэн медитацию, его учитель однажды пошёл в один угол доджо (место, где находились его ученики) и возвратился с бамбуковой палкой. Некоторые из его студентов — те, кто не был способен хорошо сконцентрироваться — подняли руку. Учитель подошел к каждому из их и ударил их по каждому плечу три раза палкой.

Когда странник увидел это впервые, он посчитал это средневековьем и нелепостью. Позже он понял, что часто бывает необходимо передать духовную боль на физическую плоскость, чтобы воспринять зло, которое она создаёт.

На дороге в Сантьяго, он выучил упражнение, которое представляло собой царапанье своим указательным пальцем кожи большого пальца всякий раз, когда он думает критикующие себя мысли. Страшные последствия отрицательных мыслей воспринимаются только значительно позже. Но, допуская таким мыслям проявлять себя в физической боли, мы способны понять ущерб, который они вызывают. И затем мы способны выгнать их.

Притча от Пауло Коэльо

Иисус не нужен

Однажды днем в монастыре в Сцете один из монахов обидел другого. Настоятель монастыря брат Сисоис попросил обиженного монаха простить обидчика.

— Я не могу сделать этого, — ответил монах. — Это он сделал это, и это он должен платить.

В этот очень важный момент брат Сисоис поднял свою руку к небу и стал молиться:

— Мой Иисус, мы больше не нуждаемся в тебе. Мы теперь способны заставить агрессора платить за его преступления. Мы теперь способны брать месть в свои собственные руки и иметь дело с Добром и Злом. Следовательно, Ты можешь оставить нас на нас самих, и это не будет проблемой.

Пристыженный монах немедленно простил своего брата.

Притча от Пауло Коэльо

Не избавление, а сила

Аббат Джузеппе всегда говорил, что он молился так много, что перестал о чем-нибудь беспокоиться — его страсти были побеждены. Эти слова достигли ушей одного из мудрецов монастыря в Сцете, который собрал вместе своих учеников после вечерней трапезы.

— Вы слышали, что было сказано, что у аббата Джузеппе больше нет искушений, с которыми ему надо было бы бороться, — сказал он. — От недостатка борьбы слабеет душа. Давайте попросим Господа послать вниз мощное искушение аббату Джузеппе. И если он окажется способен противостоять этому искушению, мы попросим другое и другое. И когда он снова станет бороться с искушением, мы помолимся, чтобы он никогда не сказал: «Господи, забери этого дьявола прочь». Мы помолимся, чтобы взамен он попросил: «Господи, дай мне силу победить зло».

Притча от Пауло Коэльо

Новая жизнь

Святой Антоний жил в пустыне, когда к нему приблизился молодой человек.

— Отец, я продал всё, что мне принадлежало, и отдал выручку беднякам. Я сохранил только несколько вещей, который могли бы помочь мне выжить здесь. Я хотел попросить вас показать мне путь к спасению.

Святой Антоний попросил парня продать несколько вещей, который он сохранил, и на вырученные деньги купить немного мяса в городе. Когда он вернётся, он должен привязать мясо к своему телу. Молодой человек сделал, как ему было сказано. По возвращению его атаковали собаки и соколы, которые хотели мяса.

— Я вернулся, — сообщил молодой человек, показав отцу своё раненое тело и разорванную одежду.

— Тех, кто вступает на новоё направление и хочет сохранить немного старой жизни, их собственное прошлое разрывает на части, — сказал святой.

Притча от Пауло Коэльо

Сильный ветер

Путешественник обратился к отцу-настоятелю монастыря в Сцете.

— Я хочу сделать мою жизнь лучше, — сказал он. — Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей.

Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику:

— Здесь немного жарко. Я буду благодарен, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесёшь его сюда чтобы остудить комнату.

— Это невозможно, — сказал странник.

— Также невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу, — ответил монах. — Но если ты знаешь, как сказать нет искушению, они не причинят тебе никакого вреда.

Притча от Пауло Коэльо

Смотреть на солнце

Ученик пришёл к своему учителю:

— Довольно долго я искал свет, — сказал ученик. — Я чувствую, что я близок к его достижению. Мне нужно знать, каким будет следующий этап.

— Как ты поддерживал себя? — спросил учитель.

— Я ещё не узнал, как поддерживать себя; мои родители помогали мне. Но это мелочь.

— Твой следующий шаг — смотреть прямо на солнце в течение полминуты, — сказал учитель. И ученик подчинился.

Когда полминуты истекли, наставник попросил его описать пространство, которое его окружает.

— Я ничего не вижу. Солнце поразило мое зрение, — ответил ученик.

— Человек, который ищет только свет, уклоняясь от обязательств, никогда не найдёт сияния. И тот, кто смотрит прямо на Солнце, в конце концов, ослепнет, — пояснил учитель.

Притча от Пауло Коэльо

Торжественная встреча

Однажды Пречистая Дева, держа на руках младенца Христа, решила спуститься на землю и посетить некую монашескую обитель. Исполненные гордости монахи выстроились в ряд: каждый по очереди выходил к Богоматери и показывал в её честь своё искусство: один читал стихи собственного сочинения, другой демонстрировал глубокие познания Библии, третий перечислил имена всех святых. И так братия в меру сил своих и дарований чествовала Деву и младенца Иисуса.

А последним оказался смиренный и убогий монашек, который не мог даже затвердить наизусть текстов Священного Писания. Родители его были люди необразованные, выступали в цирке, и сына они научили только жонглировать шариками и прочим фокусам.

Когда дошёл черёд до него, монахи хотели прекратить церемонию, ибо бедный жонглёр ничего не мог сказать Пречистой Деве, а вот опозорить обитель — вполне. Но он всей душой чувствовал настоятельную необходимость передать Деве и Младенцу какую-то частицу себя.

И вот, смущаясь под укоризненными взглядами братии, он достал из кармана несколько апельсинов и принялся подбрасывать их и ловить, то есть делать то единственное, что умел, — жонглировать.

И только в эту минуту на устах Христа появилась улыбка, и он захлопал в ладоши. И только бедному жонглеру протянула Пречистая Дева своего сына, доверив подержать его на руках.

Притча от Пауло Коэльо

Эхо наших дел

Человек шёл по долине в Пиренеях, когда встретил старого пастуха. Он поделился с ним своей едой, и долгое время они сидели и говорили о жизни. Человек сказал, что если кто-нибудь верит в Бога, он должен также понимать, что он не свободен, поскольку Бог управляет каждым его шагом. В ответ на это пастух провёл его в овраг, где он мог услышать с абсолютной чистотой эхо каждого звука.

— Жизнь является этими стенами, а судьба — это тот крик, который делает каждый из нас, — сказал пастух. — Всё что мы делаем, отражается в Его сердце, и возвращается к нам в том же самом виде.

Бог — это эхо наших собственных дел.

Притча от Пауло Коэльо

Достижение

Один человек после четырнадцатилетней тяжёлой аскетической жизни приобрёл способность ходить по воде как посуху. Несказанно обрадованный этим, он прибежал к своему наставнику и сообщил ему об этом.

Учитель ответил ему:

Бедный человек — ты потратил четырнадцать лет тяжкого труда на то, за что перевозчику платят несколько монет.

Притча от Рамакришны

На дне реки

Когда-то на дне одной большой хрустальной реки стояла деревня, и жили в ней некие существа.

Река безмолвно текла над ними всеми: молодыми и старыми, богатыми и бедными, хорошими и плохими. Текла своей дорогой и знала лишь о своём собственном хрустальном Я.

И все эти существа, каждый по-своему, цеплялись за камни и тонкие стебли росших на дне реки растений, ибо умение цепляться было у них основой жизни, а сопротивляться течению реки они учились с самого рождения.

Но одно существо наконец сказало:

— Я устал цепляться. И хоть я не вижу этого своими глазами, я верю, что течение знает, куда оно направляется. Сейчас я отпущу камень, и пусть оно унесёт меня с собой. Иначе я умру от скуки.

Другие существа засмеялись и сказали:

— Дурак! Только отпусти свой камень, и твоё обожаемое течение так тебя перекувырнёт да шмякнет о камни, что от этого ты быстрее помрёшь, чем от скуки!

Но он не послушался и, набрав побольше воздуха, разжал руки, и в тот же миг течение перекувырнуло его и ударило о камни. Однако существо всё же не стало низ за что цепляться, и тогда поток поднял его высоко над дном, и о камни его больше не било.

А существа, жившие ниже по реке, для которых он был незнакомцем, закричали: "Глядите, чудо! Он такой же, как мы, однако он летит! Смотрите, Мессия пришёл, чтобы спасти нас"!

И тогда тот, которого несло течение, сказал:

— Я такой же Мессия, как и вы. Река с радостью освободит нас и поднимет вверх, если мы только осмелимся отцепиться от камней. Наша истинная работа заключается в этом странствии, в этом отважном путешествии.

Но они лишь громче закричали: "Спаситель"! — всё так же цепляясь за камни, а когда они снова взглянул вверх, его уже не было, и они остались одни и начали слагать легенды о Спасителе.

Притча от Ричарда Баха

Две свечи

"Жаль мне тебя", — сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. — "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены."

Отвечала горящая свеча: "Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой — душа свечи — соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя — огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?

Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что в горении жизнь, а в спячке — смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо".

Так говорили две свечи.

Притча Н. Д. Спириной

Мастер Меча

Давным-давно у самых Синих гор жил один молодой человек, который очень хотел стать Мастером Меча. А по обычаям той земли, настоящим Мастером Меча мог стать только тот, у кого был настоящий Меч Мастера.

Молодой человек очень хотел стать Мастером, и он отправился по городам далёкой страны у самых Синих гор. Он хотел прийти к одному из старых Мастеров Меча и попросить его: "Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал, заслужил славу и почёт. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя есть всё, что ты хочешь, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Продай его мне, или подари".

Молодой человек очень надеялся, что кто-то из старых Мастеров откликнется на его просьбу, и он отправился в путь и долго шёл, направляясь к одному из больших городов, где, как он знал, жил престарелый Мастер Меча. Он шёл долго и вошёл в ворота. Он у всех спрашивал дорогу, и каждый с готовностью показывал ему дом, в котором жил этот человек — великий Мастер Меча, ушедший на покой. И юноша пришёл в его дом и обратился к нему:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал, заслужил славу и почёт. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя всё есть, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Подари его мне, или продай.

Мастер Меча выслушал юношу, улыбнулся и ответил ему:

— Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.

Молодой человек поклонился Мастеру и снова отправился в путь.

Он поднимался в горы, спускался в долины, он плыл по рекам, переправлялся через них и шёл дальше. Он пришёл в другой город, нашёл дом старого Мастера Меча. Он вошёл в этот дом и обратился к Мастеру:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. Ты — настоящий Мастер, это все знают. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя есть всё, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Продай его мне, или подари.

И старый Мастер Меча выслушал юношу, улыбнулся ему и ответил:

— Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.

И вновь отправился в путь юноша, который очень хотел стать настоящим Мастером Меча. Он шёл всё дальше, находил старых Мастеров и обращался к ним с одной и той же просьбой:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. И вот теперь, великий Мастер, ты живёшь в покое, у тебя есть всё, о чём можно только мечтать, и тебе больше не нужен твой Меч — настоящий Меч Мастера. Продай его мне, или подари.

И раз за разом, выслушав юношу, старые мудрые Мастера улыбались и отвечали одно и то же:

— Я бы отдал, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.

И тогда молодой человек решил отправиться в горы, на поиски тайных кузнецов. Он шёл дни и ночи. Вставал с восходом, ложился спать, когда солнце уже давно село. Он спал мало, и всё шёл и шёл далеко в горы. И, наконец, он нашёл далеко в Синих горах тайных кузнецов и рассказал о своём положении. Он попросил выковать ему меч, который бы казался настоящим Мечом Мастера. Кузнецы выслушали его и ответили:

— Ты хочешь стать Мастером, и тебе нужен Меч. Хорошо.

И они выковали ему меч, который так же сверкал благородной сталью, легко рассекал железо, шёлк или волос, был великолепно сбалансирован, покрыт сложной замысловатой чеканкой и выглядел как самый настоящий Меч Мастера. Юноша с радостью и благодарностью принял свой новый меч, поклонился тайным кузнецам и отправился в путь.

Он сражался во многих битвах и побеждал. Слава о нём разносилась всё дальше по далёкой стране, опережала его появление, приводила в восторг друзей, вселяла уважение в сердца противников. Он прожил богатую, достойную жизнь и однажды, наконец, ушёл на покой, поселился в одном городе далёкой страны и много лет жил спокойно и счастливо. И лишь иногда, когда гости восхваляли его, настоящего Мастера Меча, ему становилось неловко. Ведь он-то знал, что у него так и не было настоящего Меча Мастера.

И как-то раз к нему пришёл незнакомый юноша. Он поклонился и сказал:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. Ты — настоящий Мастер, все это знают. И вот теперь ты живёшь на покое, у тебя есть всё, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Продай его мне, или подари.

Старый Мастер улыбнулся юноше непонятной улыбкой и ответил:

— Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.

Притча от Тимура Гагина

Вкус плода

Жили на одном острове люди. Давным-давно их предки переселились туда с далёкого материка. Однажды у них выросло диковинное дерево с доселе невиданными плодами. Все учёные мужи принялись изучать древние предания, и нашли в них описание дерева, чей вид и форма плодов были похожи на их дерево. Эти деревья росли на материке, на котором обитали их предки, но впервые оно появилось у них на острове. Никто не знал, откуда оно взялось, каким образом оно очутилось на этом острове, преодолев океан. Все были поражены этим чудом, и вскоре дереву стали поклоняться, как необыкновенному, хотя на самом деле это была обычная груша.

Учёные нашли в преданиях все упоминания об этом дереве, но единственное, что они не могли узнать о нём из манускриптов так это вкус его плодов. Все записи об этом были утеряны за давностью лет. Единственное упоминание было таким: "груши были ". . . . . . ми" на вкус". Несколько букв из слова, описывающего вкус плодов, были уничтожены временем, и поэтому учёные стали гадать о его вкусе. Одни полагали, что плоды должны быть сладки"ми", другие — кислы"ми", третьи — горьки"ми". Одним словом, каждый говорил, что хотел, но никто не мог доказать своего мнения. Они обосновывали свои доказательства на строении дерева или форме листьев или цвете цветков. Но однажды мальчик взял и попробовал этих плодов и рассказал всем о его вкусе. Это возмутило учёных мужей. "Кто ты такой, чтобы указывать нам? Ты ещё ребёнок и ничего не знаешь. Мы учились всю свою жизнь, а ты думаешь, что можно просто попробовать этот священный плод и ты узнаешь, какой его вкус? Это тебе не какой-то обычный фрукт. Его истинный вкус знали только наши далёкие предки".

Прошло много лет. Люди этого острова разделились на несколько групп — приверженцев того или иного мнения учёных о вкусе плода. Они создали даже свои движения: "Сладких", "Кислых", "Горьких" и т.д., которые противостояли друг другу. Но никто из них не решался вкусить этот плод и лично узнать его истинный вкус, а не "гадать на кофейной гуще". Кто знает, почему они так поступали. Может, они действительно думали, что его истинный вкус могли знать только люди, жившие на материке. Может, они боялись, узнав его вкус, стать "белыми воронами", а может, их и не интересовал их вкус и, им хватало остальных продуктов, росших там. А между тем эти деревья разрослись, и каждый мог их есть, но таких было очень мало. В основном это были дети, наслаждавшиеся неземным вкусом чудесных плодов.

Притча от Сергея Шепеля

Лист и воробей

Жил-был один листик. Однажды сильный ветер сорвал его с дерева, и он полетел, то вверх, то вниз. Маленький воробышек, который в этом году только вылупился, спросил его: "Почему ты упал с дерева?"

— Я не упал, мне просто надоело висеть на нём — ответил листик.

— А куда ты летишь? — опять спросил любопытный воробей.

— Куда хочу, туда и лечу. Захочу, полечу вверх, захочу — вниз. Я свободный лист, — сказал листик.

Надо сказать, что он был слишком гордый и высокомерный, чтобы признать, что он не умеет летать и, что он полностью подчинён внешним влияниям, например, ветру, а, может, он и в действительности так думал.

Когда ветер немного стих и листик упал в ручеёк, воробышек вновь спросил его: "А почему ты перестал летать и упал в воду и куда теперь направляешься?"

— Я не упал, — обиженно ответил листик, — мне просто надоело летать и захотелось поплавать, а плыву я, куда захочу, ведь я свободный лист и сам решаю, что мне делать.

— А почему ты не поплывёшь в другую сторону? — поинтересовался воробышек.

— Сколько раз тебе можно объяснять, раз я не плыву туда, значит, не хочу, ведь я делаю лишь то, что хочу сам, — раздражённо ответил листик и поплыл дальше по течению.

Через несколько дней воробышек уже научился летать и, совершая свой третий полёт, увидел своего старого знакомого листика, но тот так изменился, что птенец не сразу и узнал его.

— Привет листик, — пропищал он, — как дела? Почему ты пожелтел, кто с тобой это сделал?

— Никто ничего со мной не делал, мне просто захотелось сменить свой цвет вот я и стал жёлтым, — ответил листик.

Воробушек поверил листику и после этого случая стал считать листьев высшими существами, ибо не мог понять, как можно летать без крыльев и плавать без рук и ног, а уж тем более по своему желанию менять цвет.

Но вот наступила осень, и всё чаще и чаще стали слетать с деревьев листья, но воробушек никогда не видел, что бы они летели против ветра, а кода они попадали в ручей, никто из них не плыл против течения, разве что очень сильный ветер толкал их. И никогда он не видел, чтобы какой-нибудь лист остался зелёным и "захотел" не менять свой цвет. Он повзрослел и приобрёл жизненный опыт, а вместе с этим изменил своё отношение к листьям, живущим в иллюзии самоуспокоения, что они управляют своей жизнью.

А ещё он узнал, что есть другие существа, которые считают себя ни от чего не зависящими — это люди. Их поведение и жизнь в целом зависят от внезапных порывов эмоций, чувств и желаний, которые исходят неизвестно откуда и несут неизвестно куда и никто, за исключением немногих, не пытается бороться с ними и единицы, покоривших их. А ещё они считают людей, чей ветер желаний и чувств дует в другом направлении странными, лишь потому, что их несёт не в том направлении, что и их.

Он так и не смог понять, почему они так себя ведут. Почему им, таким слабым, но, потенциально таким сильным, так нравится утешать себя сказкой о своём всемогуществе вместо того, чтобы пытаться противостоять порывам "ветров" или даже научиться управлять ими. Ведь люди — это существа, которым это подвластно, которые сами могут решать в каком направлении им странствовать по безбрежным водам жизни.

И он решил, что лучше признать, что ветер может снести его и изменить намеченный путь, но иметь возможность противостоять ему, чем говорить, что ветер не властен над тобой и ты летишь именно туда, куда хочешь, когда он несёт тебя в обратном направлении.

Притча от Сергея Шепеля

Разговор учителя с учеником

Один ученик пришёл расстроенный к своему учителю. Учитель, заметив это, спросил, чем он заболел. Тот ответил, что он не болен, а вот уже несколько дней, как поссорился со своим ужасно вредным соседом.

— Вы представляете, что он сделал? Он… — хотел было начать ученик начать свой рассказ. Но учитель, как будто не слушал его. Он сказал ученику, что бы тот скорее бежал к врачу.

— Вы, что не слушаете меня? — возмущённо спросил ученик, — я же сказал вам, что у меня просто плохое настроение из-за ссоры с соседом!

— Да, плохи дела. Это очень тяжёлая и заразная болезнь, которая может подорвать твоё здоровье. Беги скорей к врачу — сказал ему учитель.

Ученик недоумённо посмотрел на учителя и подумал, что тот потерял слух или разум. Он так и стоял, не зная как быть.

Тут учитель сказал:

— Я расскажу тебе одну историю.

"Однажды один человек проходил мимо мастерской и, гонимый любопытством, решил зайти и посмотреть, что там делается. И вот он вошёл. Он никогда не бывал в мастерских, и поэтому всё было для него в диковинку. Он ходил и рассматривал все инструменты, наблюдал за работой, мешая при этом рабочим и их подмастерьям. Они попросили его отойти в сторонку, и, не мешая им, наблюдать оттуда. Они предупредили его, что здесь он может пострадать, так как не знает, что и как устроено и работает. Но он никого не слушал. Ему всё нужно было потрогать. Он всем мешал, и рабочие уже начали злиться.

И вот, случайно одна деталь из станка, рядом с которым он находился, вылетела и угодила ему в ногу. Хлынула кровь и он с лицом, искажённым от боли, выбежал из мастерской, жалуясь всем прохожим на "нерадивых" работников, намеренно поранивших его. Всем он рассказывал о происшествии и каждому предлагал показать сочившуюся из раны кровь. Все прохожие говорили ему: "Скорее иди к врачу, пусть он залечит твою рану, а то вся кровь вытечет или будет заражение крови. Тебе же лучше будет". Но он никого не слушал.

— Это следы злостного преступления и их нужно сохранить до судебного разбирательства, — говорил он, — а то ведь рана заживёт, и никто не поверит, что она была серьёзная. А эти работнички наймут адвоката-прощелыгу, который докажет, что раны не было, а была всего лишь царапина.

В это время судьи не было в городе и, поэтому судебное разбирательство отложили до его возвращения, но больной так и не шёл к врачу, желая предоставить судье всю тяжесть преступления. Из-за этого его состояние здоровья ухудшилось и он слёг.

По приезду, судья навестил больного и назначил разбирательство в ходе которого не удалось доказать вину работника, но всё же его заставили заплатить пострадавшему символический штраф за не осторожное обращение с инструментами. Символический потому, что невозможно было определить, насколько тяжёлой была рана, ведь больной не показывался врачам, а в ухудшении положения в котором он оказался, был виновен только он.

Долго доктора лечили его, пока ему не стало немного лучше, но полностью восстановить своё здоровье ему так и не удалось."

— Беги скорей к Великому Врачу, пока не поздно, — сказал ученику учитель. — Попроси Его положить на рану твоего сердца бальзам Любви и наложить повязку Прощения. Зачем тебе ходить и показывать всем свои "кровоточащие раны", ожидая, когда твой обидчик будет "справедливо" наказан, ведь тем временем состояние твоего здоровья непоправимо ухудшится. Беги скорее, беги!

Притча от Сергея Шепеля

Учения и религии

Однажды несколько человек пришли к одному колодцу и набрали в чистые вёдра чистой воды, а затем понесли её страждущим — каждый в своё селение. Люди принесли свои сосуды, чтобы набрать воды, но они забыли их вымыть. В первом селении сосуд был из-под малинового сиропа, в другом — из-под рыбы, в третьем — из-под самогона. Люди, принёсшие воду, предупреждали, что сосуды для воды должны быть чистыми, но жители не обратили внимания на их слова. Водоносы не хотели наливать воду в немытые сосуды, но делать было нечего, ведь они не могли оставить людей умирать от жажды.

Вода, была налита, и, конечно же, приняла вкус того, чем были запачканы сосуды. И жители селений подумали, что вода, которую им принесли, изначально обладала этим вкусом. Однажды они повстречались с жителями других селений, и каждый начал рассказывать о вкусе принесённой воды и её свойствах. Когда они узнали что вода у них разная, они решили, что она из разных источников. Тут они начали доказывать друг другу, что их вода самая лучшая, и лишь она вправе называться чистой водой. Из-за этого они поссорились. И все стали считать соседей, не почитающих их воду как единственно чистую, врагами.

В своём неведении они не знали, что поклоняются они и ценят не саму воду, а вкус, который они ей придали.

Притча от Сергея Шепеля

Яма

Однажды, пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что тот пасёт животных в отдалённом месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим и выкопать ему глубокую яму, чтобы тот упал в неё. Поздней ночью он начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадёт в неё и, может быть, что-нибудь сломает себе или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, что не заметил, как яма становилась всё глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. И каково было его удивление, когда он увидел, что за это время он выкопал такую глубокую яму, что сам уже не сможет вылезти из неё.

Поэтому, прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомни, для того чтобы вырыть её, тебе самому придётся в ней оказаться, ибо первым в ней оказывается тот, кто её роет. И прежде чем запачкать кого-то грязью, сначала тебе придётся выпачкать свои руки.

Притча от Сергея Шепеля

Таинственная надпись

Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.

Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве.

Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

— Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

— Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?

— Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!

И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.

— Иди скорей сюда, малыш! — воскликнула она. — Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

— У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

— Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет дома. Мой дом — мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

— Иди сюда, мальчик, — прошептала она, — поиграй со мной.

— Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, — ответил мальчик. — Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?

— Спили мой ствол и сделай себе лодку, — сказала яблоня, — и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.

И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива.

…Хоть в это и нелегко поверить.

Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне.

— Прости, мальчик, — вздохнула яблоня, — но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

— На что мне яблоки? — ответил мальчик. — У меня почти не осталось зубов.

— У меня не осталось ветвей, — сказала яблоня. — Ты не сможешь посидеть на них.

— Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, — ответил мальчик.

— У меня не осталось ствола, — сказала яблоня. — И тебе не по чему больше взбираться вверх.

— Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, — ответил мальчик.

— Прости, — вздохнула яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.

— А мне теперь много и не нужно, — ответил мальчик. — Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

— Ну что ж, — сказала яблоня, — старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай. Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

Притча от Шэла Сильверстейна

Таинственная надпись

Один мальчик, гуляя по полу в южной Ирландии, наткнулся на камень. Одна его сторона была гладкой, на другой были видны какие-то надписи. Он показал этот камень сельскому учителю, который отослал его в университет.

Ученые пришли в восторг. Один обнаружил, что надпись на иврите, и является предупреждением о захватчиках, которые вскоре нагрянут.

Другой ученый, был не менее уверен, что надпись на древнескандинавском и рассказывает о битве автора с дикими людьми после кораблекрушения.

Спор шел, пока его не разрешил один студент, который посмотрел на камень, когда на него падал свет под определенным углом. Надпись читалась четко. Ей было не более 150 лет и написана она была на английском.

Она гласила: "Июнь 1788. Я снова пьян сегодня".

Притча от Франка Эдварда

Кусок хлеба

Маленький мальчик Рустем шёл с бабушкой по улице, и вдруг бабушка остановилась: увидела на земле кусок чёрного хлеба. Нагнулась, прошептала благодарственную молитву Аллаху, подняла хлеб, почистила и положила на каменную тумбу, стоявшую на краю улицы.

— Зачем ты это сделала? — удивился Рустем. — Ведь хлеб сухой и грязный!

Бабушка погладила маленького Рустема по голове и стала рассказывать ему сказку о бедном крестьянине.

Жил когда-то крестьянин Якуб. Он был очень трудолюбивым. У него было поле за селом, на котором он каждый год сеял пшеницу. А когда пшеница созревала, он скашивал её, молотил, а из полученной муки жена его выпекала в печи хлеб. Хлебом кормилась вся большая семья Якуба. И жена, и многочисленные дети, и он сам. И крестьянин Якуб считал себя счастливым человеком потому, что мог накормить всю свою семью, и дети его были здоровыми и весёлыми. Но позавидовал ему злой дьявол — шайтан. Не мог терпеть шайтан, чтобы кто-нибудь из людей улыбался, был весёлым, счастливым. И если видел, что счастливый человек не оберегает себя молитвой Аллаху, то торопился воспользоваться этим и поскорее навредить ему, причинить зло.

И когда однажды вечером перед тем, как лечь спать, крестьянин Якуб забыл сотворить намаз — прочитать благодарственную молитву Аллаху за своё благополучие, шайтан вышел из болота, в котором он жил недалеко от пшеничного поля, и стал дуть жарким пламенем на созревшую пшеницу. Поднялся огненный ветер. Поникла высохшая от жары пшеница. Потрескалась земля, не стало пшеницы. Остался крестьянин Якуб ни с чем. Не мог он теперь прокормить хлебом ни себя, ни свою жену, ни своих детей, ни овец, коров и лошадей. А жаркий ветер, поднятый шайтаном, навредил не только бедному Якубу, но и другим крестьянам. И настал день, когда крестьянин Якуб пошёл по дороге в надежде найти что-нибудь съестное, моля Аллаха о помощи. И вскоре увидел на дороге кусок хлеба. Хотел поднять с земли, но его опередил толстый мальчишка, сын местного богача: он пнул ногой хлеб, а затем затоптал в грязь. У крестьянина Якуба даже слёзы потекли из глаз, а толстый мальчишка, увидев плачущего человека, засмеялся и убежал прочь. Так и умерли крестьянин Якуб и двое его детей от голода.

А тот крестьянин был отцом бабушки. Потому-то бабушка и запомнила на всю жизнь тот чёрный пыльный кусок хлеба, который мог спасти её отца от голодной смерти. Потому-то с той поры она молитвой благодарит Аллаха за каждый кусок хлеба, который она ест, который едят её дети и внуки. Вот почему бабушка маленького Рустема, увидев на дороге кусок хлеба, нагнулась, прошептала благодарственную молитву Аллаху и положила хлеб на видное место: может быть, какому-нибудь голодному и понадобится. О том, что случилось с дедушкой Якубом, бабушка часто рассказывала своим внукам, и они особенно бережно относились к хлебу и благодарили Аллаха молитвой за то, что Он сберёг его для них. И каждый раз после еды они благодарят Аллаха такой молитвой: "Хвала Аллаху, который накормил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю!"

Притча от Энвера Байрамова

назад к списку притч

 
levitra generika online bestellen viagra preisvergleich rezeptfrei viagra rezeptfrei für die frau viagra aus ausland polen viagra kaufen viagra kaufen ohne rezept mit paypal